Перейти на карту мира (главную страницу)... Перейти на региона мира... Контакты с администрацией сайта...

Йемен

Население

Религии

Исмаилиты (ismaili)

История исмаилизма в Йемене

Йемен является одним из старейших центров исмаилитского дава (призыва). В 881 г. Хамдан Кармат (основатель движения карматов) и Абдан (его зять) послали Ибн Хавшаба (Мансур ал-Йаман) распространять дава в Йемен. Ибн Хавшаб прибыл в Йемен вместе со своим главным соратником - Ибн ал-Фадлом.

Хараз. Святыня исмаилитов.В результате успехов этих даи исмаилитская проповедь к 883 г. велась в Йемене открыто, а к 905-906 гг. Ибн ал-Фадл занял Сану и почти весь Йемен.

Йемен стал играть роль базы по распространению исмаилитского дава, как в близлежащих районах, так и удалённые за многие тысячи километров регионы. В 883 г. Ибн Хавшаб послал своего родственника-исмаилита ал-Хайсама в Синд (Индия).

А в 893 г. по указанию Ибн Хавшаба Абу Абдаллах уже активно проповедывал в Магрибе среди берберов кутама, используя исмаилитские лозунги о скором пришествии Махди (скрытый имам, инициирующий Воскресение) и борьбе за социальную справедливость. Даи лично обучал посвящённых кутама, - обращаясь к друг другу, они использовали слово "брат" (ихван), - регулярно проводя занятия по исмаилитскому учению. Эти занятия, в которых принимали участие и женщины, были известны как "маджлис ал-хикма" (собрания мудрости).

Именно Абу Абдаллах к 909 году заложил основы Фатимидского халифата в Магрибе.

История Фатимидского халифата

После провозглашения имамом Абдаллаха ал-Махди в Йемене возникли карматские общины (карматы отрицали божественность власти Фатимидов и ожидали прихода собственного Мессии, образовав независимое государство в Бахрейне). В частности Ибн ал-Фадл после взятия Саны в 911 году открыто заявил о непризнании Абдаллаха имамом и объявил войну Ибн Хавшабу.

Йемен в тот период был ареной неприкращающегося соперничества исмаилитов и зайдитов.

К концу 10 века исмаилизм в Йемене существовал в основном в умеренной форме. Хотя, ещё в начале века зайдиты утверждали, что исмаилиты поклоняются Куни и Кадар.

К 1047 г. йеменское дава оказалось в руках Али ас-Сулайхи, одного из влиятельных предводителей бану хамдан, возвысившихся в горных крепостях Хараза. Его успехи увенчались поражением зайдитов и взятием Саны, которая стала столицей исмаилитского государства. К 1063 году он покорил весь Йемен и заложил династию Сулайхидов, правившей Йеменом в качестве вассалов фатимидов в течение приблизительно столетия до 1138 года.

Благодаря усилиям Сулайхидов фатимидский суверенитет был признан в других частях Аравии, включая Оман и Бахрейн, где карматы потерпели поражение в 1077 г.

В 1062 году даи Али ас-Сулайхи послал Ламака б. Малика ал-Хаммади с дипломатической миссией в Каир (столицу Фатимидского халифата), где Ламак провёл около 5 лет, находясь при главном даи ал-Муаййаде в Дар ал-илм ("Дом знания"). Вскорее после смерти Али в 1067 г. Ламак вернулся в Йемен с ценным собранием исмаилитских книг и был назначен главным даи страны, в то время как сын Али Ахмад ал-Мукаррам, наследовал отцу как глава государства.

В последний период правления Ахмада Сулайхиды уступили большую часть северного Йемена зайдитам, а реальная власть в государстве сосредоточилась в руках его супруги ал-Малика ас-Саййидна Хурра. Она прославилась своей красотой, храбростью, благочестием и независимым характером. Одним из её первых актов было перенесение столицы из Саны в Дубай, где она отстроила новый дворец. Важную роль она начала играть и в делах дава, что вскоре после смерти её мужа в 1084 году привело к тому, что халиф ал-Мустансир назначил её не просто даи, а худжжа Йемена и Индии.

В период её правления в Фатимидском халифате наступил период борьбы за власть и общего хаоса. Благодаря тесным связям с Каиром королева Йемена ас-Саййидна поддержала по вопросу наследования ал-Мустали, а после его смерти ал-Амира.

Убийство ал-Амира ввергло исмаилитов мусталитов в новый кризис.

Согласно традиции мусталитов таййбитов у ал-Амира за несколько месяцев до кончины родился сын, наречённый ат-Таййибом. Эти сведения подтверждаются посланием ал-Амира, адресованном йеменской королеве Саййидне Хурре. Сулайхидская королева поддержала ат-Таййиба, признав его наследником ал-Амира и имамата, отвергнув имамат последующих фатимидских правителей. Дальнейшая судьба ребёнка - ат-Таййиба не известна: или был укрыт приближёнными ал-Амира (по одной из версий в Дальнем Магрибе), или был убит его врагами).

В это время Зурайиды Адена и некоторые из Хамданидов Саны поддержали халифа ал-Хафиза (хафизиты-мусталиты).

После смерти ал-Амира Саййидна прервала всяческие связи с Каиром. В тоже время она предприняла важный политический шаг, дабы обезопасить исмаилитское дава от возможных проблем: она сделала новый дава таййибитов независимым от власти Сулайхидов, назначив руководителем дава даи ал-мутлака аз-Зуайба б. Муса ал-Хамдани, в роду которого этот титул передаётся по наследству вплоть до наших дней.

Поначалу аз-Зуайбу помогал ал-Хаттаб б. ал-Хасан (клан хамдани). Ал-Хаттаб вошёл в историю как известный исмаилитский автор и поэт, он умер в 1138 г. - через пол года после смерти Саййидны Хурры.

После смерти аз-Зуайба ему наследовал Ибрахим ал-Хамиди (племя хамиди бану хамдан). Ибрахим известен как плодотворный автор, заложивший основы таййибитской религиозной литературы.

Ибрахим ввёл "Расаил" ("Послание") "Братьев чистоты" (арабских философоф-просветителей первых веков исламской эры) в религиозную литературу таййибитов. Широко используя "Рахат ал-Акл" ("Успокоение разума") фатимидского учёного ал-Кирмани, он сформулировал новую концепцию доктрины и фактически заложил специфическую таййибитскую систему мысли - "хакаик". Эта система впервые описана в основной работе Даи Ибрахима "Сокровище ребёнка" ("Канз ал-валад"), объединила философскую структуру ал-Кирмани, в первую очередь её космологическую доктрину о десяти разумах, с гностическими элементами ранних исмаилитов (Куни - Кадар).

Третий даи - Хатим б. Ибрахим ал-Хамиди, успешно распространял дава таййби в горных районах Хараза к юго-западу от Саны. Здесь при поддержке различных кланов бану хамдан даи захватил ряд горных крепостей, включая Кутайб, расположенный на одном из пиков Шибама. С этого момента Хараз стал главным оплотом дава таййибитов в Йемене.

Таййибиты сберегли немалую часть исмаилитской литературы фатимидского периода. Даи Хатим вернулся к фатимидской традиции обучения и в Кутайбе, штаб-квартире дава, стал регулярно чтитать лекции на различные темы. Здесь он инструктировал своих подчинённых даи из Йемена и Индии.

Хатим б. Ибрахим умер в 1201 г. и был похоронен в горной крепости Кутайб; к его могиле, как к святыне, и в наши дни благоговейно стекаются пилигримы-таййибиты.

Начиная с пятого даи - Али б. Мухаммад б. ал-Валид (1209 - 1215), должность даи мутлак перешла в руки клана бану валид ал-анф вплоть до 1539 г. Али б. Мухаммад внёс также большой вклад в разработку системы хакаик: он был плодовитым учёным и писателем. Его работы, включая особенно "Тадж ал-акаид" и Китаб аз-закира", важны для понимания системы хакаик таййибитов.

Даи Али был единственным из исмаилитского сообщества, сумевшим вступить в философский спор с видным суннитским богословом Ал-Газали: он написал опровержение на его выпады против исмаилизма - "Китаб дами ал-батил".

Двадцать третий даи мутлак Мухаммад б. ал-Хасан ал-Валид стал последним даи из клана бану валид ал-анф, а также последним йеменским даи, руководившим объединёнными исмаилитами таййибитами Йемена и Индии. После его смерти в 1539 г. руководство общиной перешло к индийцу из Синдхпура Йусуфу б. Сулейману. К тому времени в традицию вошла отправка талантливых индийцев-бохра в Йемен для получения исмаилитского образования. Признав талантливость и образованность Йусуфа, двадцать третий даи назначил его своим преемником.

В появлении индийского главы исмаилитской общины нет ничего удивительного. Количество последователей таййибитского дава в Индии превосходило йеменских своих единоверцев в десятки раз. Индия была и более спокойным местом для исмаилитского дава: в Йемене исмаилиты находились в постоянном состоянии войны с зайдитами и суннитскими правителями (к началу 16 века зайдиты практически полностью уничтожили племя бану валид). А в 1517 г. в Южной Аравии появилась новая враждебная сила - Османская империя, подчинившая себе Йемен и Хиджаз. Именно в этих условиях ставка таййибитского дава была переведена в Гуджарат.

Хотя, Йусуф - первым индийский даи мутлак, всё же выбрал в конце концов Йемен, в качестве места постоянного жительства и главной ставки дава. Но, когда он умер в 1567 г., штаб-квартира таййибитского дава была переведена, его индийским преемником - Джалал б. Хасаном, в Ахмадабад.

С кончиной двадцать шестого даи , Дауда б. Аджаб-Шаха, право быть его преемником было оспорено. Преемником Дауда в Индии стал Дауд Бурхан ад-Дин б. Кутб-Шах, его заместитель в Гуджарате. Однако, несколькими годами позже Сулейман б. Хасан ал-Хинди, - внук Йусуфа б. Сулеймана, и заместитель покойного даи в Йемене, выступил с притязаниями на руководство общиной и вернулся в Индию для того, чтобы представить свои доказательства. По существу этот спор обсуждался в 1597 г. в Лахоре в присутствии императора Акбара, однако вмешательство последнего не способствовало разрешению проблемы.

Значительная часть таййибитов, состоявшая, в основном, из бохра, признала Дауда Бурхан ад-Дина своим даи: они стали известны как даудиты. Небольшая группа йеменских таййибитов также поддержала дело даудитов.С другой стороны, меньшинство таййибитов, объединившее большую часть йеменской общины и небольшую часть бохра, признало своим даи Сулеймана б. Хасана.

С этого времени даудиты и сулейманиты, каждый следовал за даи своей отдельной линии. Местом пребывания даи даудитов оставалась Индия, тогда как ставкой дава сулейманитов был избран Йемен.В дальнейшем, ветвь даудитов подверглась дальнейшему членению из-за разногласий в правопреемственности руководством дава (хиптийя, алийа и др.). В отличии от даудитов, сулейманиты не раздували разногласий по поводу передачи власти, и, соответственно, их община оставалась сплочённой.

С момента вступления на престол тридцатого даи мутлака - Ибрахима б. Мухаммада б. ал-Фахда ал-Макрами (1677 - 1683), руководство сулейманитами стало передаваться по наследственной линии, за немногими исключениями, как правило, в том же клане макрами.

Даи сулейманиты макрами открыли свои штаб-квартиры в Бадре, Наджране, Северо-Восточном Йемене. Наджраном они правили самостоятельно, опираясь на военную поддержку бану йам. У даи происходили многочисленные стычки с зайдитскими имамами, но они смогли отстоять не только свои владения, но и утвердиться опять в Харазе.

Однако, во второй половине 19 века Османы остановили политическое возвышение сулейманитских даи в Йемене, проведя ряд карательных экспедиций в Харазе: в 1972 г. турками был убит даи сулейманитов ал-Хасан б. Исмаил. В 20 столетии политическое влияние дава ещё более ослабло под натиском растущей мощи саудовских ваххабитов. Наджран - ставка даи макрами - был, по существу, аннексирован Саудовской Аравией в 1934 году.

Нынешний даи мутлак, сорок девятый в своей цепочке, аш-Шарафи ал-Хусайн б. Хасан ал-Макрами, наследовал свой пост в 1976 г. Сейчас он проживает в Саудовской Аравии, в своей штаб-квартире в Наджране. Даи проводит политику на определённую модернизацию жизни исмаилитских общин. Но, всё же, до сих пор религиозная литература таййибитов остаётся закрытой для непосвящённых.

Наджран. Оазис.Районы расселения исмаилитов в Йемене и Саудовской Аравии представляют, по сути, "гетто", куда стараются не допускать иностранных туристов. В прошлом, среди правоверных мусульман были распространены нелепые легенды, что в горных селениях Хараза(где проживали исмаилиты), живут страшные "полу-люди полу-звери". Не исключено, что эти "бредни" придумывались намеренно. Периодические похищения иностранцев и межплеменные стычки также препятствовали посещению этих районов.

В апреле 2000 г. противостояние между ваххабитской полицией (поддерживаемой местной администрацией) и исмаилитами Наджрана переросли в вооружённые столкновения. Резиденция даи сулейманитов в Khushaiwa была окружена подразделениями саудовской армии. Около 100 исмаилитов было арестовано и подверглось тюремным наказаниям различного срока. Многие исмаилиты из администрации Наджрана под нажимом властей были вынуждены оставить свои посты. В высказываниях официальных лиц Сайдовской Аравии (2005, 2006, 2007) допускаются постоянные публичные нападки на религиозные устои исмаилитов (Источник: www.hrw.org/en/reports/2008/09/22/ismailis-najran).

Численность исмаилитов Йемена

В настоящее время число исмаилитов таййибитов сулейманитов Йемена достигает 100 тыс. человек. Они населяют, в основном, северные районы страны и приграничные области с Саудовской Аравией.Помимо бану йам из Наджрана, имеются небольшие общины сулейманитов в Харазе. В горах Хараза проживает и около 5 тыс. таййибитов даудитов (бану мукатил).

Также, исмаилиты составляют около 10% населения острова Сокотра в Индийском океане.

Доктрина исмаилитов таййиби

Использовались материалы книги Фархад Дафтари "Краткая история исмаилизма" М.:"Ладомир", 2004.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100
Поддержка развития сайта: окрашивание шатуш без вреда для волос