Перейти на карту мира (главную страницу)... Перейти на региона мира... Контакты с администрацией сайта...

Украина

Крым

Достопримечательности Крыма

Горный Крым

Подавляющее большинство исторических достопримечательностей Горного Крыма сосредоточено в юго-западной части Внутренней гряды. Это своеобразный ландшафтный район с высокими столообразными горами, на которых в Средневековье возникла целая сеть укреплённых городов и монастырей. В 13 -15 вв. это была территория христианского княжества Феодоро, занимавшего не только Горный Крым, но и имевшее выход к побережью в районе современного Севастополя - крепость Каламита.

Горный Крым. Чуфут-Кале. Клёсов К.Г. 1991.Полоса горных крепостей и пещерных монастырей начинается сразу за Бахчисараем.

Успенский монастырь, предположительно возникший в IX в., расположен на юго-восточной окраине города, на отвесных скалах долины Марьяма-Дере.

Кроме пещер в Успенском монастыре сохранились и надземные постройки, многие монастырские строения восстановлены: гостиница, фонтан, часовни, Успенская церковь, к которой поднимается широкая лестница. Монастырь в настоящее время является действующим.

Вверх по долине лежит ещё одна известная достопримечательность района Бахчисарая - пещерный город Чуфут-Кале (Иудейская крепость). Такое название горного поселения неслучайно: последними жителями города, до конца XIX, были караимы - тюркский народ, исповедующий караимизм - особую авраамистическую религию, которую одни считают сектой в иудаизме, другие - отдельной религией.

Основная масса памятников караимского зодчества приурочена к южному краю плато. Здесь проходит Кенасская улица, на которой расположились караимские молитвенные дома - кенассы.

Караимские кенассы. Чуфут-Кале. Клёсов К.Г. 2009.В небольшом дворике за высокой оградой два прямоугольных здания с двухскатными крышами, окружённые аркадами. Большая соборная кенасса, возведённая в XIV веке, и Малая кенасса, "Кодеш-Эва" - Дом собрания, предположительно ровесниц первой.

Неподалёку от кенасс находится первая караимская типография, основанная в 1731 г. На этой же улице сохранились до сих пор и жилые дома караимов, в том числе дом Авраама Самуиловича Фирковича - известного крымского гебраиста.

К караимским постройкам Чуфут-Кале относится хорошо сохранившаяся восточная оборонительная стена крепости, возведённая в период с 1396 по 1433 годы.

За пределами крепости, выше по склону долины, расположилось одно из почитаемых мест этого народа - Иософатова долина. Здесь исключительно интересными объектами являются памятники-надгробия родового кладбища Балта-Тиймез, сохранившие интересные образцы орнамента и письма на древнееврейском языке. Наиболее древние из них относятся к 13 веку. Объектами поклонения являются и вековые дубы, произрастающие на территории Иософатовой долины.

Караимские надгробия. Балта Теймез. Клёсов К.Г. 2009.Подобные караимские кладбища есть и в других местах Горного Крыма. Одно из них расположено на склоне Мангупского плато в балке Табане-Дере.

В 18-19 вв основная масса караимов переселяется в крупные города Крыма. Главные колонии образуются в Евпатории и Феодосии.

На плато Чуфут-Кале сохранились и памятники мусульманского зодчества. Здесь, прежде всего, выделяются два сооружения - остатки мечети, построенной в 1346 г., и дюрбе дочери хана Тохтамыша - Ненеке-джан-ханым (1437 г).

В долине реки Качи, в которую можно попасть из Бахчисарая по дороге, начинающейся на юго-западной окраине города, расположились пещерные монастыри Качи-Кальон и Тепе-Кермен.

Качи-Кальон находится у въезда в с. Баштановка. В высокой скале ввдоль шоссе зияют отверстия пещер. На склоне в беспорядке разбросаны глыбы известняка, во многих из них тоже высечены крипты.

Мавзолей Джаныке ханым. Чуфут Кале. Клёсов К.Г. 2009.Выше по долине, рядом с с. Кудрино, расположился пещерный город Тепе-Кермен. На этом живописном останце сохранилось свыше 200 искусственных пещер. Примечательным объектом городища является сравнтельно большая церковь, сильно вытянутая в ширину из-за выступающего в неё предалтарного помещения.

От Бахчисарая по севастопольской трассе можно попасть в Каралезскую долину и долину реки Бельбек, где также отмечается много памятников Средневековья.

Если следовать по грунтовой дороге от с. Красный Мак (через разрыв в гряде скал), то можно добраться до "пещерного города" Эски-Кермен.

Он занимает поверхность столовой горы, вытянутой с севера на юг. На южном склоне сохранилась древняя, вырубленная в скале дорога к главным городским воротам. Все склоны изрезаны пещерами, их насчитывается более 350. Само плато, как показали раскопки, было застроено жилыми домами такого же облика, что и в Херсонесе.

Дорога тысячелетий. Чуфут Кале. Клёсов К.Г. 2009.На склоне, ближе к поверхности плато, расположены небольшие пещерные церкви-усыпальницы. Одна из них расположена на юго-восточном склоне плато, она высечена в огромном камне, и внутри него расположено несколько гробниц. На стене северной ниши храма сохранилось изображение трёх всадников. Отсюда происходит и название - "Храм трёх всадников". Средний поражает змея, а два других держат копья острием вверх.

Другая пещерная церковь-усыпальница носит название "Храм донаторов". Храм находится несколько в стороне от плато - на окраине селения Крепкого (бывшее Черкес-Кермен).

Он представляет собой прямоугольник со скамьями по сторонам и полукруглой апсидой, где сохранились остатки изображения Христа с пятью святителями по сторонам. На западной стене стене помещены изображения самих донаторов: мужской фигуры в богатой красной одежде, женской - в монашеской одежде, и другой женской фигуры в красноватой одежде с короткими рукавами и остроконечным головным убором на голове.

В 5 км к юго-востоку от Эски-Кермен, или если следовать по севастопольской трассе, то к югу от с. Залесного, расположен пещерный город Мангуп (Мангуп-Кале), являющийся ландшафтным памятником Крыма.

Мангуп. Клёсов К.Г. 1996.В XIV - XV вв здесь располагалась столица княжества Феодоро. На Магупском плато хорошо сохранилась цитадель (некоторые отрезки стен построены ещё византийцами в раннее средневековье), большое количество искусственных пещер, в том числе три пещерных храма, и ряд надземных построек.

Выделяется цитадель на крайнем восточном мысу - Тешкли-Бурун. Тыльную сторону этого здания украшает резной наличник с популярным в Крыму мотивом "сельджукской цепи".

Другое место Горного Крыма, связанное с историей княжества Феодоро, - гора Бойко. Аура легенд делает это место удивительным и загадочным. Народная молва утверждает, что именно здесь спрятана «Золотая колыбель», которую многие эзотерики отождествляют со Святым Граалем.

Вполне серьёзно поисками Грааля в этих краях занималось советское НКВД и нацистское общество «Аненербе». В 1927 году экспедицию в эти места санкционировал лично Глеб Бокий. Исследования бойкинского плато, а также пещерных городов Мангуп и Чуфут-Кале, возглавил ученый-оккультист А.В. Барченко. В 1937 году оба были расстреляны. Результаты экспедиции до сих пор находятся в секретных архивах на Лубянке.

История поиска «Золотой колыбели» продолжилась во время Второй мировой войны. Пять членов общества «Аненербе», во главе с Отто Олендорфом (руководитель «Айнзацгруппы D», известный под прозвищем «Graalritter» – рыцарь Грааля) сопровождаемые 14 эсесовцами, летом 1942-го занимались на плато Бойко поисками древних артефактов. Кроме того, тщательному обыску были подвержены старые кенассы и мечети, мавзолей дочери Тохтамыша Джанике-ханум, пещеры крепости Чуфут-Кале, руины храмов крепости Керменчик. Немцы покинули эти места, увозя с собой тяжелый ящик с неизвестным содержимым. За свою деятельность в Крыму Олендорф получил от Гитлера Железный крест первой степени. Официально Святой Грааль так и не был найден.

Плато БойкоДо сих пор горный массив Бойко (площадь более 1200 га), находящийся в Бахчисарайском районе, является друднодоступным местом. Бойко - это северный отрог Ай-Петри и состоит из пяти скальных вершин. Одноименная вершина данного массива располагается на севере и возвышается на 1087 метров над уровнем моря. Пологое плато горы Сотиры (1172 м), находится чуть восточнее. А самые высокие - горы Караул-Кая (1134 м) и Куш-Кая (1107) – Сторожевая и Соколиная, образуют восточную часть массива. Недалеко от южных склонов находится самая низкая из вершин - гора Курушлюк-Бурун (1026 м).

Склоны Бойкинского массива довольно обрывисты, а вот центральная его часть представляет собой ровное столообразное плато, густо поросшее буковым лесом. Это пологое плато похоже на большое пастбище. В Средневековье этот район называли «Почтенная пойка». «Пойка» в переводе с древнеиранского обозначает пастбище или луг.

Археолог О.И. Домбровский, в 60-х годах проводивший на Бойке археологическую разведку, определил, что на плато располагалось шесть поселений, просуществовавших с IX по XV вв. Домбровский обнаружил также остатки храма Спасителя (между Бойкой и Сотирой), который являлся главным административным центром средневекового церковно-феодального государства.

Общая длина бойкинских укреплений, стены которых сложены из дикого камня, составляет 1,5 километра. Ширина этих массивных стен колеблется от 1,5 до 2,5 метров, а высота в некоторых местах достигает 3 метров.

По всему плато разбросано великое множество родников, а на южном склоне, недалеко от турстоянки «Бойка», растут лесные сады – чаиры. Здесь множество черешен, яблонь и груш. В местах расположения средневековых поселений до сих пор можно найти остатки поливной керамики из белой глины.

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100