Перейти на карту мира (главную страницу)... Перейти на региона мира... Контакты с администрацией сайта...

Малайзия

Население

Народы Малайзии

Малайцы / Средневековая малайская литература

В конце 19-20 веков на Суматре и полуострове Малакка был записан ряд так называемых утешительных рассказов (черита пенглипур лара) - народных сказаний, выдержанных в ритмической прозе: "Малим Деман", "Си Умбут Муда", "Теронг Пипит" и других.

Основные прозаические жанры письменной литературы представлены хрониками-родословиями (седжарах), в которых до 19 века реальная история обычно вытеснялась фольклорным материалом ("Повесть о раджах Пасейских", 14 век, "Кедахская летопись", 18 век), и типологически близкими к европейским рыцарским романам хикаятами, часто на индийские и яванские сюжеты: "Чекел Ваненг Пати" (15 век), "Сказание о Панджи Семиранг" (русский перевод 1965), "Повесть о Дамаре Вулане", "Повесть об Индрапутре", "Повесть о махарадже Пуспе Вирадже". Хикаяты, написанные на сюжеты из персидских и арабских дастанов, смыкаются с житийной литературой: "Повесть об Искандаре Двурогом" (то есть Александре Македонском, 14 век), "Повесть о свете Пророка" (14 век), "Повесть об Амире Хамзе" (15 век), "Повесть о Мухаммаде Ханафии" (15 век) и другие.

К концу 16 - 1-й половине 17 веков относятся окончательные редакции наиболее значительных произведений классической малайской литературы - "Малайских родословий" и эпоса развитого средневековья "Повести о Ханге Туахе", а также творчество неортодоксального поэта-суфия Хамзаха Фансури и его последователя философа-пантеиста Шамсуддина Пасейского (умер 1630).

Среди ортодоксальных суфийских сочинений - "Корона царей" (1603) Джаухари аль-Бухари и "Сад царей" (1638) Нуруддина бин Али ар-Ранири (умер 1658).

Введённая в малайскую литературу Хамзахом Фансури поэтическая форма шаира (четверостишия с общей рифмой) породила лиро-эпический жанр того же названия на фольклорные или заимствованные из хикаятов: сюжеты "Поэма о Кен Тамбухан", "Поэма о Бидасари", "Поэма о Си Линдонг Далиме", "Поэма об Абд уль-Мулуке".

Получившие широкое распространение с конца 17 века и особенно в 19 веке исторические шаиры (например, "Поэма о Макассарской войне", конец 17 века, Амина) своей фактографичностью смыкаются с поздними историческими хрониками "Миса Мелаю" (18 век) Раджи Чулана, "Повесть о Земле джохорской" (конец 18 века) и др.

Рациональный подход к отражению действительности характерен для раннего просветителя Абдуллаха бин Абдулкадира Мунши (1796-1854), жившего в годы утверждения английского колониального господства, и для последнего малайского историографа Раджи Али Хаджи (1909-1970) из Пеньенгата (архипелаг Риау).

Отдых в Малайзии
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100