Балийский индуизм или хинду бали сложился на основе традиционных общинных верований, обрядов и мифологии балийцев и религиозно-культовой системы древнебалийских княжеств, впитывавшей влияние индуизма и частично буддизма в основном через контакты с яванскими гос-вами Матарам, Кедири (VIII-XIII вв.) и главным образом Маджапахит (XIV-XVI вв.).
Адептов балийского индуизма насчитывается более 3 млн. чел. (балийцы и часть сасаков - "сасаки-бодха").
Отдельные элементы индуистской триады богов в балийском индуизме (балийский Санг Хьянг Тига, Санг Хьянг Тримурти) - Брама (Брахма), Висну (Вишну) и Сива (Шива), приспособлены к народной мифологии дуального космоса.
У балийцев и яванцев титул Санг (Сангьянг) обозначает божество, тот же, что у Шивы и Аллаха.
Почитание Тримурти окрашено культом манифестаций Шивы (Брахма-Шива соответствует Брахме, Садашива соответствует Вишну, Прамашива соответствует Владыке-Шиве - Ишваре).
Например, Брама и Батара Кала находятся в группе богов нижней (хтонической, демонической) ориентации; Батара Гуру (божества, соединившего черты Шивы и Будды), Крисна, Висну - в группе верхней (уранической) ориентации.
В земледельческой мифологии Шива - это Огонь (Брахма), который через пар становится Водой (Вишну) и оплодотворяет Землю (Пертиви), производя Рис (Шри).
Шива в аспекте Батара Гуру и Шивы-Сурьи почитается как бог солнца (брахманский церемониал Сурья-севана, восходящий, вероятно, к доиндуистскому культу солнца). Популярным аспектом Шивы является божество - дух священной горы Гунуг Агунг, аналога Махамеру, т. е. Великий Меру (на востоке Бали).
В основе 5-и 9-ричной космогонической систем балийской шайвасиддханты (соответствуют балийск. панча дэ-вата; дэва навасанга) - Шива (центр), Махадэва (запад), Вишну (север), Ишвара (восток), Брахма (юг) и другие манифестации Шивы.
Вместе с тем эти божества, а также Рудра, Шанкара, Шамбху и разновидности духов-бута (бхута) регулируют жизненные токи человека (микрокосма).
У балийцев известен культ верховного божества - Санг Хьянг Видхи (Санг Хьянг Тудух), воплощающего целостность космоса и единство мирового порядка и связанного с различными проявлениями Рудры-Шивы.
Теологическое представление об Абсолюте выражено также Санг Хьянг Сунья Сепи (от санскр. шунья). Наряду с этим балийская космогония содержит образ первоединого бога (Санг Хьянг Тунггал, Тинтья), породившего свет и тьму и через них все сущее и богов, в том числе Шиву.
Ряд божеств балийско-индуистского пантеона (через образы храмовой скульптуры) олицетворял княжескую власть в культе династийных предков.
В цикле земледельческой обрядности выделяется культ Дэви Сри (Шри) как Матери Риса (Ибу Пади, Нини Пантун), божества плодородия, рисовых всходов и продовольственных запасов. Широко известны персонажи демонич. круга (бута, кала и др.). Обрядовая сторона индуистско-балийской религии характеризуется особой значимостью и разнообразием ритуалов жертвоприношения и очистительных (в т. ч. экзорцистских) церемоний, связанных с культом предков и богатством анимистических представлений (питра яднья (т. е. яджня), бхута яднья, мануса яднья). Огромную роль играет святая вода (тиртха). Обряд кремации, содержащий много самобытных черт, широко распространен.
Священники — брахманы (педанда сива, педанда бода) и более связанные с народной средой жрецы (сенггуху, пемангку) владеют огромным разнообразием ритуальных жестов, поз, заклинаний и ритуальных атрибутов индуистского и тантрийского толка.
На Бали со времен средневековья существует чрезвычайно разветвленная и сложная (в основном трехуровневая) система общинных, семейно-родовых и общебалийских (включая бывшие княжеские) храмовых комплексов (пура) и часовен. Храмовый комплекс Бесаких на склоне священной горы Гунунг Агунг (восток Бали), основанный в IX-X вв., с XIII-XVI вв. до настоящего времени выполняет роль всебалийского культового центра. Очень многочисленны периодические обрядовые празднества (общинные, храмовые и др.).
Из отмечаемых по 210-дневному яванско-балийскому календарю выделяется «Одалан» (день освящения деревенского храма), «Галунган» (праздник главного храма), из отмечаемых по индуистско-балийско-яванскому 360-дневному календарю "Сака" обряды в честь Нового года (Ньепи).
Всебалийский праздник нового столетия «Эка Даса Рудра» (последний в 1979) связан с культом манифестаций Шивы-Рудры и жертвоприношениями.