Перейти на карту мира (главную страницу)... Перейти на региона мира... Контакты с администрацией сайта...

Индонезия

История страны

"Священный союз" и королевство Маджапахит

Ява. Джокьякарта. Индуистский храм.В 10 в. очаг политической власти на Яве начал смещаться из центральной части острова на восток. Это связано с именем Синдока (правил в 929-947), захватившим власть в Матараме и перенесшим государство на восток. От того времени сохранились многие сотни каменных и медных табличек с надписями, в основном на старом яванском языке.

До наших дней дошло также несколько классических литературных произведений, включая индийские эпосы Бхаратаюддха и Рамаяна в адаптированном переводе на древний яванский.

Правителем Восточной Явы в 1019–1049 был балийский принц Эрлангга, который в 1035–1037 объединил Центральную и Восточную Яву с Бали, сделав столицей Кахурипан на востоке Явы. Период правления Эрлангги был временем подъема земледелия, торговли и культуры. После его смерти наступил период междоусобиц. В 12–13 вв. власть над Восточной Явой, а также Бали, Ломбоком, Южным Калимантаном и Южным Сулавеси установило королевство Кедири. Позже, в начале 13 в., противоречия в правящих кругах Кедири привело к возникновению на Яве в 1222 нового королевства Сингасари, которое основал выходец из низов Ангрок (правил в 1222–1227).

Государство Сингасари на Восточной Яве, распавшееся накануне монгольского вторжения в 1293, завершило процесс религиозной унификации. Кертанагара (годы правления 1268–1292), одна из самых противоречивых фигур индонезийской истории, ввел культ Шивы-Будды – смесь местной магии и тантризма, развивавшего демонические аспекты «калачакры» («Колеса времени»). Для отправления этого культа его последователи устраивали тайные бдения. Целью непристойных ритуалов было стремление придать царю необходимые магические способности для борьбы с угрожающими царству демоническими силами: внутренним расколом и внешней угрозой.

Кертанагара пытался создать под своим руководством конфедерацию индонезийских островов для организации отпора монгольскому нашествию, угроза которого оказалась реальной для Юго-Восточной Азии после начатых Хубилай-ханом в 1264 захватнических походов.

Только при короле Кертанагаре яванское господство утвердилось над областями Западного Калимантана и Суматры, бывшего владения Шривиджаи.

Брошенный Кертанагарой вызов не остался без ответа, и в 1293 против него была направлена монгольская армада. Но еще до ее вторжения на Яву восстал один из вассалов Кертанагары, который захватил столицу, а самого царя убил, когда тот вместе с группой приближенных выполнял тайные тантрические ритуалы.

Конфедерация, или «священный союз», как его назвали, распалась.

Но монгольская армия, разбившая после своей высадки на острове силы узурпатора, попала в расставленную прямым наследником Кертанагары, принцем Виджая, западню и смогла избежать разгрома, только отказавшись от намеченной цели и вернувшись на родину. После этого Виджая короновался под именем царя Кертараджаса.

При Кертараджасе, политика которого была продолжением экспансионистской линии Кертанагары, новой столицей восточнояванского царства стал Маджапахит.

Однако многие годы государство раздиралось междоусобицами. Своему возвышению Маджапахит обязан таланту главного министра Гаджа Мада, занимавшего этот пост с 1330 до конца жизни в 1364.

Ученые расходятся во мнении относительно того, насколько широко простирались завоевания Маджапахита за пределами Явы. Его власть безусловно признавали соседние острова Мадура и Бали, были присоединены многие наиболее развитые области Суматры, Сумбавы, Калимантана, Сулавеси, ряд районов на Молукках и на Малаккском полуострове, но вряд ли владения Маджапахита простирались на всю ту территорию, которая в первой половине 20 в. составляла Нидерландскую Индию.

Упадок царства начался незадолго до конца 14 в., хотя в следующем столетии оно все еще сохраняет доминирующее положение на Яве. Однако по мере усиления исламского султаната на полуострове Малакка и проникновения мусульманства в северные районы Явы территория Маджапахита уменьшалась. В конце концов государство исчезло с политической арены в первой половине 16 в., а его история в 15 в. настолько туманна, что породила массу догадок о причинах гибели державы.

В период расцвета территория государства Маджапахит простиралась от Молуккских о-вов до Малайи. В его пределах исповедовали одновременно и индуизм, и буддизм, а некоторые из монархов носили даже имя Шива-Будда, стремясь тем самым соединить две религии.

На Бали королевства начали появляться примерно в 10 в.

Королевские династии этого острова и восточной Явы оказались тесно связаны между собой династическими браками и завоевательными походами.

По преданию, после происшедшего примерно в 1500 краха империи Маджапахит многие аристократы перебрались на о.Бали. Именно от этих беженцев ведет свою родословную нынешняя элита Бали – единственного в Индонезии крупного очага древней индуистской культуры.

Отдых в Индонезии
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100