Перейти на карту мира (главную страницу)... Перейти на региона мира... Контакты с администрацией сайта...

Индия

Население

Религии

Джайнизм

Джайнизм - древняя религия Индии.

Сами джайны истинное зарождение своей религии относят к незапямятным временам и связывают его с именем Ришабхи, первого провозвестника веры.

Однако обычно основателем джайнизма называют Вардхаману, который наделяется джайнами титулами Джина (Победитель), Махавира (Великий герой), Санмати (Благомыслящий) и так далее.

Раджастхан. Статуя махавиры в Лудерве.Согластно традиции, он был не первый, а лишь 24 провозвестником веры (тиртханкарой) в ряду последовательно сменявшихся вероучителей (фактически был реформатором).

Вардхамана родился в 599 г. до н.э. (по другим данным в 540 году) в царской кшатрийской семье и был сыном вождя рода джнятриков, жившем в Вайшали.

Юность Махавиры, как и Будды, протекала в царском доме и не была омрачена никакими тяготами. Он получил приличествующее его сану воспитание и образование, в положенное время женился и у него родилась дочь. В 30-и летнем возрасте, после смерти родителей, Вардхамана покинул родительский кров и стал нищим странником-аскетом. Считается, что по истечении 12 лет он обрёл высшее знание и стал Джиной. Джина начал проповедовать своё учение. Он уже при жизни заложил основы общины, установил правила не только для монахов, но и для мирян.

Своё земное существование он закончил на 72 году жизни в местечке Пава (рядом с современной Патной) на берегу Ганга.

По преданию, у Махавиры было 11 учеников-ганадхаров. Они сохранили его поучения в устной форме в виде 14 разделов, называемых пувва.

В последствии каждый из 11 учеников составил по одной книге поучений, именуемых "анга" (часть). Они образовали ядро джайнского канона, который был утверждён в Паталипуре (Патна) в 3 веке до н.э.

Существовала 12 книга, состоявшая из 14 разделов, но она была утрачена.

Окончательно кодификация канона произошла на соборе в Валлабхе (Гуджарат) в 5 веке н.э.

Раджастхан. Джайнский комплекс Ранакрур.Джайнский канон отрицает святость и авторитет Вед, существование Бога-творца и необходимость жертвоприношения для достижения индивидуального освобождения от тягот земного бытия.

Отвергают претензии брахманов на господствующее положение и кастовое устройство общества, придавая первостепенное значение ненанесению вреда и ненасилию - ахимсе, посту (в том числе, как средству религиозного самоубийства) отшельничеству и монашеской жизни.

Джайнизм не отрицает существования богов, но в общей схеме мироздания отводит им весьма скромное место. Миром согласно вероучению движет всеобщий закон, а не воля Бога-творца. Вечное существование Вселенной делится на бесконечное число циклов, каждый из которых проходит период совершенствования и упадка.Согласно установлениям джайнского канона, мир функционирует вследствие взаимодействия бесконечного числа джив (живого) и 5 видов неживого: пространства (акаша), условия движения (дхарма), условия покоя (адхарма), материи (пудгала) и времени (кала). Дживами обладают не только люди, боги, животные и растения, но и камни, воды, другие сущности и явления. Дживы взаимодействуют с кармической материей, обретают тела и рождаются в этом мире в виде живых существ, попадая в бесконечный круговорот сансары (перерождений). Целью живого является мокша - полное освобождение дживы от пут материального мира.

Гуджарат. Декор комплекса Shatrunjaya.Уничтожение кармы может быть достигнуто через подвижничество, а предотвращение нового притока "кармического вещества" обеспечивается строгой дисциплиной. Она сводится к соблюдению основных обетов: ненасилия (ахимса), правдивость (сатья), неприсвоение чужого (астея), целомудрие (брахмачарья), отказ от собственности и воздержания от суетных привязанностей (апариграха).

Обеты понимаются буквально и строго. Джайнам не разрешается заниматься сельским хозяйством, так как оно сопряжено с уничтожением растений и убийством животных и насекомых. Праведные джайны носят с собой метёлки, сметая с дороги муравьёв и других насекомых, и рот прикрывают повязкой, чтобы сохранить жизнь существам живущим в воздухе.

Обрядовая жизнь джайнов-мирян в своих основных чертах повторяет индуистский жизненный цикл. Значительное место в джайнской ритуалистике занимают паломничества и связанные с ними посты и праздники. Всенародно в Индии отмечается день рождения Махавиры. В этот день закрываются все скотобойни по стране.

Что касается общественной жизни, то джайнские общины встроились в индуистскую социальную структуру, образовав некое подобие каст.

Переселение части джайнов в первые века н.э. на юг, в Декан, послужило толчком для раскола джайнской общины на две секты. Переселенцы на юг требовали соблюдения обета наготы, установленного Махавирой. В противоположность им члены северной общины носили белые одежды.

Первые стали называться дигамбары ("одетые в пространство" - нагие), а вторые - шветамбары ("одетые в белое"). Разногласия между сектами затрагивает лишь частные вопросы теории и практики, но не касается основ вероучения. Дигамбары не признают аутентичности джайнского канона, утверждённого в 3 веке до н.э.,считая, что первоначальный вариант утерян. Авторитетными для них стали более поздние тексты на пракритах и на санскрите.

Канон шветамбаров, называемый Синддханта, или Агама, включает 11 агам (разделов).

Общая число приверженцев джайнизма во всём мире составляет около 5 млн. человек. Большая часть сосредоточена в Индии. Наиболее крупные группы джайнов в штатах Махараштра (1,3 млн. чел.), Раджастхан (0,8 млн. чел.), Мадхья-Прадеш (0,6 млн.), Гуджарат (0,5 млн.), Карнатака (0,4 млн.), Уттар-Прадеш (0,2). Джайны полиэтническая конфессиональная общность, однако особенно много среди маратхов и раджастханцев.

За пределами Азии небольшие группы джайнов имеются в Африке, Европе (Великобритания, Франция, Германия), Америке (США, Канада, Бразилия) и Океании. Общее число вне Азии - 82 тыс. чел.

Все курорты Индии !
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100