Перейти на карту мира (главную страницу)... Перейти на региона мира... Контакты с администрацией сайта...

Индия

Население

Религии

Зороастризм

Зороастризм - одна из древнейших религий на планете. В древности и раннем средневековье зороастризм являлся основной религией Западной Азии, а в форме религиозного направления (течения) митраизма распространился на огромных просторах Римской империи вплоть до Британии. Зороастризм был государственной религией Ирана до его завоевания арабами.

Свое название зороастризм получил от имени древнеиранского пророка  Заратустры (греч. Зороастр), считающийся его основателем. Точные даты его жизни неизвестны, как неизвестны место его рождения и время начала проповеди, но предположительно события жизни Заратустры (Заратуштры) протекали между 10 и первой половиной 6 вв. до н.э. Опять же, предполагаемыми местами его проповеди были некоторые области Средней Азии, Восточного Ирана или Афганистана.

Заратустра учил, что каждая душа, расставаясь с телом, будет судима за то, что совершала в жизни, и приговор ей зависит не от числа и щедрости пожертвований во время прошлой жизни, а от её нравственных достижений. Этот суд вершит на мосту "Чинват" Митра (бог Природы, Разума и повелитель Солнца), ему помогают Сраоша - страж загробного мира и Рашну, держащий "весы правосудия", на которых взвешиваются мысли, слова и дела каждой души.

Если добрых дел и мыслей было больше, то душа считалась достойной рая, мост Чинват становился широким и прекрасная девушка (даэна) - олицетворение совести каждого увлекает душу вверх, в рай; если же больше дурных дел и мыслей, то мост становился узким, как клинок, и отвратительная ведьма тянет душу в "жилище дурного помысла", где каждый грешнк переживает долгий "век страданий, мрака, дурной пищи и скорбных стонов".

Согласно учению Заратустры, грядущий спаситель человечества, праведный человек благого происхождения - "саошьянт" поведёт людей на последний бой против зла.

Это отражает основную черту зороастризма - дуализм. В зороастризме признаётся два божественных начала - светлое, олицетворяемое добрым богом Ахурмаздой (Мазда, Ормузд) и тёмное, зло, олицетворяемое злым богом Ангро-Майнью (Ариман). Каждый из них возглавляет сонм духов: света и добра - ахуров, или тьмы и зла - дэвов (дэвы - древнеарийские божества).

Оба главных божества являются равноправными творцами мира. Ахурмазда создал всё хорошее, разумное, полезное; Ангро-Майнья - всё дурное, вредное.

Между обоими началами происходит вечная борьба. Согласно учению, добрый бог не может отвечать за зло мира, так как оно порождено другой, независимой от него силой. Зло и страдания возможно устранить в будущем, после торжества Ахурамазды, объединения всего человечества, которое обретёт единый язык и общее государственное устройство.

Путь к преодолению зла - очищение от него, как моральное, так и культовое, в котором особую роль играет поклонение воде и возлияние, состоящее из трёх элементов: молока и сока листьев двух растений (в раннем зороастризме, как и в индуизме, важное культовое значение отдавалось "хаоме", "соме" - соку "божественного растения", идентифицироват которое до сих пор не удаётся).

Число "три" было священным, три составные части возлияния символизируют два приношения от царства растений и одно - от животных, вскормленных водой.

В культуре зороастрийцев особое значение придаётся огню, как очищающей силе. Ему воздвигали алтари и храмы (отсюда происходит другое название зороастрийцев - огнепоклонники). Огню (Атар) совершали приношения также из трёх элементов - из сухих чистых трав, благовоний (сухих листьев или трав) и небольшого количества животного жира.

Зороастризм запрещает погребение и сожжение трупов, так как это означает осквернение земли, огня и растений, и предписывает оставлять труп в каком-либо пустынном возвышенном месте на съедение хищным зверям и птицам.

Учение Заратустры изложено в Авесте - собрании священных книг. Наиболее ранняя сохранившаяся рукопись Авесты - Зенд-Авеста (сред.-персидское - "комментированная Авеста") датируется 13-14 вв. н.э. Кодификация Авесты проводилась при Сасанидах (3 - 7 вв.) В результате кодификации Авеста была записана созданным для этих целей авестийским алфавитом (на основе среднеперсидского языка). До этого времени священные тексты передавались изустно.

При Сасанидах Авеста состояла из 21 части (наска). Дошедшая до нас Авеста включает Ясну, Яшты, Видевдат (Вендидад), Висперад. Извлечения молитв составляют так называемую Малую Авесту (Хурд Авеста).

Ясна состоит из 72 глав, 17 из которых составляют Гаты - гимны пророка Заратустры, написанные в стихотворной форме. В гимнах отражены иранские легенды и мифы, многие сюжеты которых были использованы Фидроуси в "Шахнаме".

Из 21 наска Авесты полностью сохранилась лишь одна книга - Видевдат, в которой отражены более поздние разделы зороастрийской догматики. Видевдат - это свод законов о ритуальной чистоте, дозволенном и запретном, о правилах религиозного очищения, культах огня и других стихий.

Многие зороастрийские обряды связаны с временами года и носят сезонный характер. Одним из наиболее значительных и торжественных праздников является Ноуруз - Новый год, праздник восходящий к древнеарийским обрядам и когда-то отмечавшийся всеми индо-арийскими народами (не только иранскими). Ноуруз (Навруз) символизирует пробуждение природы и всего живого на земле, а также победу справедливости и начало новой жизни. Время празднования приходится на весеннее равноденствие, когда солнце входит в созвездие Овна.

С 7 в., со времени арабского завоевания и утверждения ислама, зороастрийцы подверглись гонениям, и многие из них в 7-10 вв. переселились из Ирана в Индию, особенно в Гуджарат, где они стали называться парсами; оставшихся в Иране последователей зороастизма мусульмане называют гебрами (около 21 тыс. чел. в городах Тегеран, Исфахан, Шираз, Хорремшехр, Ахваз, Йезд, Керман и их окресногсти).

Туризм в Индии
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100