Перейти на карту мира (главную страницу)... Перейти на региона мира... Контакты с администрацией сайта...

Французская Полинезия

Население

Полинезийцы

Полинезийская культура

Несмотря на значительную удалённость Полинезии от основных центров человеческой цивилизации полинезийцы создали высокоразвитую духовную культуру, достигнув пределов религиозной медитации, выразившуюся в представление о едином Боге. Мифология полинезийцев освещает все фазы творения, окружающего их мира, с удивительной философской глубиной и эрудицией.

Развитое сельское хозяйство давало возможность полинезийцам всё более и более посвящать себя деятельности, не связанной с поисками средств пропитания. У них существовало чёткое разделение труда, способствующее вычленению профессиональных классов (каст), в том числе лиц занятых художественными ремёслами и умственным трудом, или искусством.

Центральными понятиями всей религиозной и общественной жизни полинезийцев были понятия о табу и мане.

Мана - особая сверхестественная сила, безличная и бесплотная. Она как бы рассеяна по всему миру, с ней соприкасаются все, кто живёт на Земле. Но не всякому достаётся совершенно одинаковая доля этой сверхестественной, непостижимой силы. В представлении полинезийцев, иметь много маны - значит быть очень способным, умелым. Больше всего маны у вождей. Именно это давало им право распоряжаться другими людьми, решать судьбу целого рода, острова.

Маной одарены также искусники, жрецы, умельцы. Те, у кого больше маны, лучше, интеллигентнее, способнее. Тот же, у кого маны меньше, заранее обречены на менее счастливую участь.

Человек, наделённый маной, как бы излучает её. Если кто-то слишком сильно заряжен маной, он даже способен излучаемой им силой убить другого человека.

Человек может утрачивать ману, уменьшать свою ценность. Вожди и люди благородного происхождения должны хранить свою ману. Поведение, недостойное благородного человека, ведёт к убыли , а иногда и к почти полной утрате маны. Если, например, нарушен этикет при общении рядовых членов племени с арики (вождём), если арики обращался к простым людям слишком фамильярно, слишком "демократично", он терял свою ману. Тоже самое с ним происходило если он вёл себя трусливо в бою. Жрец уменьшал сою ману, если - вопреки полинезийским обычаям - опускался на пол в той части хижины, где жили женщины.

Этой серхестественной силой может быть одарён не только живой человек. Ману может содержать и тело покойника, ею обладает также и цветок, и дерево, и камень.

Свою роль мана в полинезийской культуре выполняла в координации с табу и с целой системой указаний и запретов.

Истоки взаимосвязи маны и табу следует искать в древних полинезийских религиозных представлениях, согласно которым вещи, реалии мира и существующие на Земле люди делятся на две большие группы: моа - святое и ноа - светское, обыденное. Всё что является моа одарено маной. И потому представляет собственность богов. Вот почему оно должно охраняться от осквернения системой запретов и указаний, которая называется табу.

Таким образом, полинезийская религия была религией развитого общества, в котором каждый человек - живой и мёртвый, постой и благородный - занимал определённое положение: один - более высокое, другой - более низкое. Причём, на островах Тонга был возможен переход из одного социального сословия в другое. Столь же строго иерархически было организовано и "общество" полинезийских богов.

Согласно полинезийским религиозным представлениям сперва была пустота - Коре, затем тьма - Поо, затем появились два прародителя, Земля и Небо (женское и мужское начала), а затем появляются Атуа (первый рассвет), Ао (первый день), вхаитуа (пространство), маакуу (первая влага).

Папа (земля) и Ранги (небо) создали основных богов: Ту, Ронго, Тане и Тангароа и Ра, а Тангароа со своей женой Хиной создали все остальное. В мифах действует культурный герой - Мауи. Он создает острова и осваивает их. Пантеон богов одинаков для всей Полинезии, варьируется только их произношение.

На островах общества религиозные представления развивались особенно интенсивно. На острове Раиатеа происходили даже настоящие теологические собрания с дискуссиями об истинном подобии и сущности богов, на которые съезжались жрецы из самых удалённых уголков Полинезии.

В общеполинезийских съездах, например, постоянно принимали участие представители островов Ротума, Бора-Бора, Хуахине, Таити, Муреа, Раратонга (о-ва Кука), архипелага Тубуаи, Новой Зеландии. В заранее установленные дни представители этих полинезийских земель съезжались в расположенное на берегу моря святилище "Тапутапу атеа" ("Святейшее пространство").

Именно здесь возникло представление о кровожадном боге Оро - сыне Тангароа, которому приносили человеческие жертвы. И здесь же в самом Тапутапу атеа располагалась главная "ложа" тайного общества Ариори.

Исключительно интересно происходило развитие религиозных представлений у новозеландских маори. В самом узком кругу жреческой элиты велись разговоры о едином, суверенном, нематериальном боге Ио, о высшем принципе. Он существует сам по себе. Он правит сам и сам себя сотворил. Ио управляет земным миром и Вселенной без помощи десятков низших богов.

Обряды в честь этого бога совершались тайно: рядовые члены новозеландского общества о существовании Ио вообще не знали. Культ Ио осуществлялся особой группой верховных маорийских жрецов, которых называли "тахунга ахурева". Они собирались для свершения обрядов в закрытых домах, которые были одновременно университетами этого тайного учения.

По их представлениям все четыре великих бога - Тангароа, Тане, Ту и Ронго - воистину велики, но они служат лишь выражением, проявлением высшей божественной идеи Ио. "Он источник всей премудрости. Он бог, в коем заключены, в коем живут все боги".

Существует вера в духов и дущи умерших, которые покоятся в раю (пуроту, пулоту).

© При использовании материала ссылка на сайт обязательна!

Отдых во Французской Полинезии
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100