Перейти на карту мира (главную страницу)... Перейти на региона мира... Контакты с администрацией сайта...

Эфиопия

Население

Народы Эфиопии

Сидамо

Люди. Эфиопка с юга страны.Народы, говорящие на языках группы сидама, или омотских языках(термин сидама для этой группы языков использован итальянским лингвистом Э. Черулли), живут в южных районах - в долине р.Омо и вокруг бессточных озер Великой африканской рифтовой зоны.

Большинство современных лингвистов разделяет изначальную общность на отдельные (самостоятельные) группы - собственно сидама (1 261 тыс. чел., район рифтовых озёр) и омотские языки, как отдельную группу в рамках афразийской семьи.

К языкам сидама (восточно-кушитские), кроме одноимённого народа (сидамо) относится целый калейдоскоп языков племён долины реки Омо: консо (130 тыс. чел.), гидоле, арборо (эрборо), дасанеч (30 тыс.), могогодо и др. А также близкие им варазийские языки - варази, гобезе, бена, цамай (около 10 тыс. чел.).

В рамках омотских языков выделяются - языки гонга (каффа, моча, шинаша, анфилло), ямма, гимирра (190 тыс. чел.), ари, хамер (около 50 тыс.), куло, зайсе и др.

Среди учёных до сих пор идут споры по классификации народов данного региона.

Как в языковом отношении, так и антропологически, народы юга Эфиопии представляют собой смешанные группы эфиопского расового типа с проживающими здесь же, в долине Омо, нилотами (сурма, мурси, мурле, кунама) и, возможно, народами койсанского антропологического типа, что подтверждается современными генетическими исследованиями.

Оставаясь изолированными от амхара и эфиопской христианской цивилизации, в результате вторжения оромо, эти народы развивались самостоятельно (изолированно) до тех пор, пока в конце XIX в. не были покорены императором Менеликом II и их земли не вошли в состав Эфиопской империи.

На протяжении двух предшествующих веков они сумели создать небольшие государства - Каффа (Кэфа), Энарея, Моча, Джимма (доминирующими в этом процессе были омотские народы - каффа, моча).

Наибольшего могущества из них добилась Каффа (Кэфа). До покорения Абиссинией Кэфа занимала практически всю территорию современной южной Эфиопии и включала в себя вассальные государства - Куло, Конта, Кошя, Моча, Джимма, Энарея.

Как считается, до галлаского нашествия (оромо) Каффа была связана культурно и политически с Абиссинией, начиная с завоеваний императора Зара-Якоба.

В Каффе "законсервировался" уникальный политический строй, восходящий, возможно, своими истоками к Древнему Египту или Мероэ. Во главе государства стоял король (тату), считавшийся священной и неприкосновенной личностью: никто из подданных не должен был видеть его лица, для короля прокладывались особые дороги, по которым никто не смел ходить; сам тату не дотрагивался ни до чего, даже до еды.

Столицей Каффы был город Андрачи, в котором располагался громадный дворец короля, с исполинскими колоннами (после покорения абиссинцы длительное время не могли разрушить его).

Устройство общества было сословно-кастовое: аристократия, жрецы, свободные земледельцы, торговцы, ремесленники, каста охотников (уат). Было распространено рабство.

Высшее сословие, так же как и у абиссинцев, носило шаммы, мужчины одевали короткие, не доходящие до колен, очень широкие штаны, украшенные красивыми узорами; женщины - длинные рубашки.

Низшие сословия не имели права носить ткани: мужчины одевали кожаный передник, женщины - кожаные юбочки.

Головной убор состоял из конусообразной шапки из шкуры козленка. Как мужчины, так и женщины, украшали руки и ноги браслетами, кольцами, серьгами, бусами.

Мужчины отпускали длинные волосы, которые, как, например, у короля Каффы, стояли вверх копной или же были заплетены в косы, спускающиеся до плеч. Причёски у женщин были в том же роде.

Каффичо делилились на четыри группы, отличавшиеся по происхождению, - собственно каффичо, или гонго (хамиты, миграция около 1300 г.); амаро (вторая миграция около 1500 г.) и нагадо (мусульмане, миграция 1600 г.), которые восприняли язык и обычаи каффичо и смешались с ними, а также мандшо (маджо) - остатки древнего населения, образовавшие особую касту охотников в рамках каффского общества (источник: Отто Бибер).

Внешне каффцы похожи на другие эфиопские народы: черты лица очень правильные, тонкие прямые носы, тонкие губы, продолговатые глаза, цвет кожи светлее даже, чем у оромо и амхара; женщины бывают совсем светлые (из описания А.К. Булатовича в книге "С войсками Менелика II").

Религия Каффы - причудливая смесь иудаизма, христианства и язычества. Почитали Христа, Святого Георгия и Марию; праздновали Машкалу (праздник воздвижения креста Господня) и Субботу (шанбат). От иудаизма позаимствован обряд обрезания и способ убоя скота, на внутренностях которого жрецы (бале) предсказывали судьбу. Высшее божество называлось Иеро, ему приносились жертвы.

В настоящее время большинство каффцев (каффичо), как и большинство народов Эфиопии, исповедует эфиопское (монофизитское) христианство, часть восприняла ислам.

Численность народа оценивается в 300 тыс. чел.

© При использовании материала ссылка на сайт обязательна!

Туризм в Эфиопии

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100
Поддержка развития сайта: Горящие туры и горящие путевки в Черногорию, от надежных туроператоров!