Перейти на карту мира (главную страницу)... Перейти на региона мира... Контакты с администрацией сайта...

Камбоджа

История страны

Ангкорский период

Ангкор. Прасат Бангкон.В конце 8 – начале 9 вв. правитель одного из княжеств Ченлы Воды Джаяварман II сумел объединить под своей властью большую часть Камбуджадеши. Отказавшись от уплаты дани Шривиджайе, он объявил себя царем (802–854). Именно он основал город Ангкор, ставший позднее столицей империи. В период его правления восстанавливаются храмы, поощряется развитие крупного и среднего землевладения (причем земли раздаются, главным образом, чиновникам монарха за службу и храмам), расчищаются и осваиваются прежде необрабатываемые земли. При Джаявармане II окончательно утвердился культ бога-царя, ставший основой прочной и могущественной империи, базировавшейся на едином светско-духовном государственном хозяйстве. При преемниках основателя державы происходит наделение кньомов землей и их превращение в зависимых крестьян, которых дарили вместе с землей. Одновременно происходит переход части земель свободных крестьян к храмам и монастырям. Индраварман I (877–889) завершил объединение кхмерских и бапномских земель и объявил себя сюзереном всех окрестных земель, вплоть до Китая. При нем велось активное строительство ирригационных сооружений к северу от Большого озера, сооружались многочисленные храмы и сформировался кхмерский стиль в архитектуре. Царь Яшоварман I (889 – начало 10 в.) перенес столицу в Ангкор и развернул широкие ирригационные работы. При нем были построены гигантские искусственные озера (бараи), 800 других резервуаров и множество каналов. Было завершено экономическое и социальное освоение западных районов страны. Войска Ангкора совершали завоевательные походы в современном Лаосе и на берегу Сиамского залива.

Ангкор. Барельефы Прех Хан.920-е и 930-е прошли в обстановке междоусобиц и политической нестабильности. Но при Раджендравармане II (944–968) и Джаявармане V (968–1001) государство вновь переживало расцвет. Государственная власть усилила контроль над экономической деятельностью землевладельцев, обуздала крупное духовное землевладение, направляя его в русло государственного храмового хозяйства. Положение крестьян-общинников и кньомов все более сближалось, с деревень взимался оброк. Индуизм сочетался с культом бога-царя. Разбив войска Тьямпы, Ангкор на время установил сюзеренитет над этой страной.

В 1006, одержав победу в гражданской войне, власть в Ангкоре захватил буддист Сурьяварман I (1006–1050). Он завоевал и присоединил к империи монское государство Лаво. Во внутренней политике его курс отличался религиозной терпимостью. Большие усилия затрачивались на строительство водоемов и других ирригационных сооружений, воздвижение храмов и строительство дорог. Царю Удаядитьяварману II (1050–1067), который прославился своим покровительством шиваизму и строительством роскошного храма Бапхуон, пришлось подавлять многочисленные восстания в различных частях страны. Он вел неудачные войны с монами на западе. Не добился успеха и царь Харшаварман III (1067–1080), воевавший с Тьямпой. В 1080-х империя распалась на части.

Ее вновь объединил Сурьяварман II (1113–1150), ставший одним из величайших правителей Ангкора. Его войска теснили Тьямпу, вьетнамское государство Дайвьет, соседние монские княжества и племена таи. Владения империи простирались на юге до полуострова Кра, на западе граничили с бирманским царством Паган, а на востоке охватывали современный Южный Вьетнам. Державу населяли не только кхмеры, но также моны, тьямы, таи, малайцы и различные горные народы. Все они испытали на себе мощное воздействие кхмерской культуры. Царь продолжал политику веротерпимости, при этом укреплялся культ бога-царя. Символом этого стало сооружение величайшего в мире храма Ангкор-Ват, который считается сегодня символом Камбоджи. Его комплекс занимает площадь 1000 на 850 м. и достигает высоты в 65 м. Но уже при буддисте Дхараниндравармане II (1150–1160) начинается усиление буддизма.

Внутри страны в этот период формируется единый слой государственного, в меньшей степени – частнозависимого крестьянства. Положение человека в обществе стало окончательно определяться не происхождением и титулом, а служением государству, которое давало право на земельное владение. Резко замедляется рост храмового землевладения. Разорение больших масс крестьянства вызвало мощное народное восстание "Раху" (середина 12 в.). Его с трудом удалось подавить. За восстанием последовали междоусобицы, а затем разгром Ангкора тьямским флотом в 1177.

Джаяварман VII сумел в 1181 разбить тьямов в морском сражении и короноваться царем (1181– около 1220). Он восстановил единство империи и вел успешные войны с соседними государствами. Ангкор владел рядом малайских княжеств, монскими территориями на Бенгальском заливе, большой частью современного Лаоса. Тьямпа была захвачена и превращена в провинцию Ангкора. Велись упорные войны с Вьетнамом. Влияние империи ощущалось даже в бирманском государстве Паган.

Джаяварман VII осуществил ряд реформ, нацеленных на укрепление государства. Он восстановил единство правящей династии, заменил систему вассальных княжеств прямым управлением из центра. Была введена новая государственная религия – буддизм, имевший широкую опору в массах. Развернулась небывалая строительная активность. Процветание империи продолжалось при Индравармане II (после 1220 – 1243). Но уже в середине 13 в. в Ангкорской державе начались кризисные процессы. Истощение почв и водных ресурсов столичной области вызвало нараставший упадок сельского хозяйства и постепенный уход крестьян из этого района. Усилилась религиозная борьба: царь Джаяварман VIII (1243–1295) пытался восстановить шиваизм в роли придворного культа. С другой стороны, влияние культа буддизма махаяны подрывалось распространением в народе тхеравадского буддизма хинаяны с его демократизацией культовой жизни. Выдвинулись новые роды знати. Внутренняя борьба и нараставший экономический кризис центральных районов привели к ослаблению империи. В 1250–1260-х тайские княжества начали вытеснять силы Ангкора из городов по среднему течению Тяо-Прайи, в 1283–1287 восстановило свою независимость монское государство Лаво, а в 1290-х на территорию державы вторглось новое тайское государство Сукотаи. Ангкорская империя начала распадаться.

Захвативший власть главнокомандующий Шри Индраварман III (1295–1308) объявил государственной религией буддизм тхеравады. Продолжалось развитие экономики и культуры, страна не вела крупных войн. Индраджаяварман (1308–1327) и Джаяварман IX (1327–1336) предприняли последнюю отчаянную попытку восстановить индуизм, не останавливаясь перед преследованиями буддистов и разрушением храмов. В результате народного восстания 1336 к власти пришел Чай (1336–1340), ставший основателем новой, буддийской правящей династии.

Буддийские монархи приняли новый титул "сдать" (король). Они пригласили с Цейлона ученых-буддистов, строили религиозные сооружения. В сфере культуры усилились народные, кхмерские элементы; кхмерский язык впервые стал языком культа. Столица еще оставалась в Ангкоре, но уже начался растянувшийся на целый век перенос центра государства из беднеющих западных районов, оплота старого духовенства и шиваитской знати, к востоку от Большого Озера. Когда в середине 14 в. возникло новое мощное тайское государство Аютия, положение старой столицы оказалось небезопасным. Уже в 1351 тайские армии пытались захватить Ангкор. Отбив нападение, король Лампонг (1346–1352) распустил армию по домам, но в это время тайцы начали осаду Ангкора, которая продолжалась год. В 1353 тайские силы взяли 200-тысячный город штурмом, камбоджийский король Сорьотей погиб. Только в 1357 новый король Сорьовонг (1357–1363) сумел выбить из Ангкора тайский гарнизон. В 1398 произошло новое вторжение сил Аютии. Столица была вновь осаждена и через несколько месяцев взята штурмом, а кхмерский король погиб. И на этот раз тайцам не удалось удержаться в Ангкоре, хотя во многих частях страны теперь располагались гарнизоны сил Аютии. Тайцев смог изгнать только король Понья Ят (1405–1467). Он короновался в Ангкоре, но в 1433 перенес столицу на новое место. В 1434 она обосновалась в Пномпене.

Где отдохнуть в Камбодже
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100