Перейти на карту мира (главную страницу)... Перейти на региона мира... Контакты с администрацией сайта...

Камбоджа

Население

Народы Камбоджи

Кхмеры

Кхмерский язык

Люди. Дети из Кампонгчам.Кхмеры (самоназвание кхмаэ) и ряд малых племён (горные кхмеры) страны говорят на близкородственных языках, относящихся к мон-кхмерской группе австроазиатской семьи языков (в которую входят языки мунда в Индии, вьетнамский, язык монов Таиланда, сенои и семанги Малакки).

Для кхмерского языка свойственна монотональность при наличии следов тонального ударения. Для лексики характерны односложные и двусложные слова. Кхмерские слова не изменяются по падежам, числам и временам. Правильно произнести хотя бы пару слов на нем европеец может только после упорной целенаправленной тренировки.

Антропология

Люди. Белокурая камбоджийка.Как и соседние народы (тайцы, вьетнамцы, лаосцы) кхмеры относятся в основном к таи-малайскому антропологическому типу южномонголоидной расы.

Изображения людей этого типа встречаются уже на барельефах ангкорских храмов.

Племена горных кхмеров и тямов несут в себе многие черты большой австралоидной расы, и на основании этого их можно считать остатками древнего австралоидного населения Юго-Восточной Азии.

Люди. Камбоджийка из Ангкора.Для них характерны - более тёмный цвет кожи, волнистые и сравнительно мягкие волосы, прямой и высокий нос.

У некоторых кхмерских племён отмечаются и негритосские особенности: самре и пор, проживающие на западе Камбоджи.

К горным кхмерским народам относятся: куи, брао, стиенги - на севере и северо-востоке страны; анрак, пор, чон, самре - в центральных и западных районах страны. В Камбодже горных кхмеров считают частью кхмерской нации.

На северо-востоке Камбоджи проживают близкие горным кхмерам по культуре и уровню развития горные тямы (австронезийская семья языков): радэ и джараи (зяраи).

Происхождение

Ангкор. Барельефы Прех Хан.На основании антропологических особенностей и особенностей языка кхмеров можно отнести к древнейшим обитателям региона.

В легендах кхмеров говорится, что их прародительницей была змея-наг. Змеи-наги в индийской мифологии обитали где-то на крайнем юге и в прошлом были хозяевами земли.

Если верить кхмерскому преданию - много веков назад, царь Индрапрашты, так назывался современный Дели, изгнал своего сына Прех Тхогнга из страны.

Тот долго скитался по чужим землям, и однажды попал на остров Тхлок расположенный в тихом, но обширном морском заливе. Там он повстречал и полюбил прекрасную девушку, оказавшуюся дочерью одного из морских змеев, возможно как раз из тех, что проложили русло Меконга.

Отец девушки вовсе не возражал против брака и в качестве свадебного подарка молодым, выпил из залива всю воду. На образовавшейся суше была построена столица нового государства которому было суждено великое будущее.

Говорят, что позже, в башне носящей название Небесная Башня, обитал дух девятиглавой Наги - хранительницы царства. Каждый вечер она принимала облик женщины и царь проводил с ней ночь. Если он забывал прийти на свидание - на государство обрушивались беды, если змея не появлялась перед властителем, это значило, что настал час его смерти.

Башня, а вернее пирамида, сохранилась и до наших дней, на территории ангкорского комплекса.

Культура кхмеров повлияла на многие стороны жизни соседних народов, что до сих пор объединяет их не смотря на языковые отличия.

На территории Камбоджи (район озера Сап) возникла одна из наиболее ярких неолетических культур Юго-Восточной Азии - сомронгсенская, знакомая с обработкой бронзы, и имевшая культурные связи с другими регионами Азии, прежде всего, с Индией.

Индийское культурное влияние ускорило формирование первых государств на территории Камбоджи.

Около 1 в. н.э. сложилось государство Бапном (Фунань) со столицей в Вьядхапуре. Хозяйство опиралось на орошаемое рисоводство, широкое применение пахоты на буйволах, высокоразвитые ремесла, торговлю и мореходство (в Камбодже найдены монеты из Римской империи и ближневосточных государств).

Строились большие укрепленные города и храмы. Культура и религия Бапнома сочетали кхмерские традиции и элементы буддийской и индуистской культуры Южной Индии.

Культура и искусство

Наибольшего величия кхмерская культура достигла в ангкорский период (9-13 вв.).

Влияние индуизма сохранялось вплоть до 19 века: в то время при дворе кхмерского короля ещё существова небольшая каста исполнителей индуистского обряда - брахманов. Но и сегодня некоторые элементы индуизма все еще присутствуют в важных церемониях рождения, брака и смерти.

Постепенно на духовном фронте победу одержал буддизм тхеравада, который всё же сочетал в себе элементы брахманизма и культ духов "неак та", которым до сих пор сооружают алтари у дорог и в углах буддийских храмов.

У кхмеров длительное время сохранялось сословное деление: например, племя пор в прошлом выполняло функции королевских охотников, а племя куи - укротителей и дрессировщиков слонов.

Традиционная одежда - саронг. Волосы стригут коротко и мужчины и женщины.

Кухня

Основу питания кхмеров составляет рис (клейкий рис), который, как и повсюду в Индокитае, варят без каких-либо добавлений, в том числе и без соли.

Рис едят с пастой прахок (солёная заквашенная рыба в глиняных сосудах) и соусом "ныок мамом" (ароматические и кислые травы, лук, чеснок, перец, фрукты).

Блюда кхмерской кухни очень острые.

Очень характерны супы, особенно рыбные, приправленные лимоном.

Кроме того, едят черепашье мясо, кузнечиков, креветок а также лягушек, фаршированных рубленным мясом с тыквой и приправой из апельсиновых листьев.

Мясо в основном праздничная пища. Пьют обычно зелёный чай.

Как и во ногих странах Юго-Восточной Азии распространён обычай употребления бетеля.

Брак

У кхмеров преобладала малая сеиья, полигиния встречалась в богатых городских семьях.

Обычно браки заключаются по инициативе молодёжи. Принятие девушкой от юноши подарка в виде коробочки с арековыми oрехами и бетелем означало её согласие выйти замуж. Оставаться долго холостым или незамужней считалось у кхмеров весьма предосудительным. Брачный возраст мужчин - 20-25 лет, женщин - 16-22 года.

Кхмерсая литература и письменность

Храмы и монастыри были средоточием общественой жизни, очагом сохранения национальной письменности, литературы, традиции. С 7 века известно кхмерское письмо на основе южноиндийского алфавита грантха. Алфавит состоит из 33 знаков. Кроме того, имеется 16 значков для гласных, которые самостоятельно не употребляются.

Большую известность получила кхмерская версия Рамаяны - Рам Кер.

Кхмерский театр и танец

Классическая кхмерская драма, основанная на эпических и мифологических сюжетах, сочетает пантониму с пением и танцем.

Танец - искусство, которое было на высоком уровне с давних пор. Танцы Камбоджи глубоко проникнуты ощущением стройности, классического порядка и чувства меры.

Классический кхмерский балет получил мировую известность. Большой популярностью пользуется театр теней - нанг сбек.

Кхмерская музыка

Камбоджа имеет давние музыкальные традиции. Достигнув расцвета в период Ангкорской Камбоджи, кхмерская классическая музыкальная система сохранилась почти в неизменном виде.

Музыка кхмеров основана на пентатонике. Структуру её определяет ритм, поэтому главное место в оркестре принадлежит ударным инструментам - барабанам (сампхо, чхайям), двойным литаврам (ско-тхом), скандирующим ритм танцев, песен, и цимбалам, гонгам, "поющим" аккомпанемент. Мелодию ведёт гобой (пэй о, пэй-пок, пра пей) или тростниковая флейта (кхлой). Струнные инструменты (введены в 12 в.) - лютни (та диеу, тяпей и та кхе), инструменты типа скрипки (тро-че, тро-сао, тро-кмае) исполняют тонику.

Большой классический оркестр, отличающийся от народного оркестра лишь количеством инструментов, сопровождает представления Королевского балета.

В 1966 в Пномпене основан институт изящных искусств, готовящий профессиональных актёров, музыкантов, танцоров. институт собирает инструментальный, песенный, танцевальный и литературный фольклор, который в обработанном виде демонстрируется на временных подмостках, сооружаемых под открытым небом. В Пномпене выстроен концертный зал.

Ни одно мероприятие не обходится без музыки. Многое из традиционной музыки Камбоджи было потеряно, так как не существовало нотной записи. Мелодия передавалась от человека к человеку, вследствие чего каждый последующий исполнитель вносил свои элементы, импровизировал.

История Камбоджи
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100