Перейти на карту мира (главную страницу)... Перейти на региона мира... Контакты с администрацией сайта...

Албания

Население

Религии

Бекташи

Бекташи – суфийское братство шиитского толка, возникшее в 13 вв. в Малой Азии (территория Турции) и со временем ставшее одним из мощных течений в шиизме. Основателем ордена считается Хаджи Бекташ Вали Нишапури Хорасани (1208 – 1270), возводивший свою духовную силу к туркестанскому шейху Ахмаду Йасави. А превращение этого религиозного движения в организованный суфийский орден связывают с деятельностью великого наставника (учителя) Балим Султана (16 в.).

Люди. Церемония дервишей.Идеи и религиозная практика этого ордена впитали в себя воззрения крайних шиитов (гулат), идеи сект анатолийских христиан, туркестанский шаманизм.

Как и для всех шиитов, характерно почитание (обожествление) Али, признают 12 шиитских имамов, почитают мучеников и верят в троицу – Аллаха, Али и Мухаммеда.

Торжественный ритуал посвящения и принятие клятвы включает в себя вкушение хлеба, сыра и своеобразное причащение вином. В коллективных радениях (хадра) – громкий зикр, участвовали только посвящённые. Женщинам не возбранялось принимать участие в ритуальных действиях.

Общины делились на посвящённых и на не посвящённых её членов. Для посвящённых не обязательно ежедневное 5-кратное моление и соблюдение норм шариата. Но они должны давать обет безбрачия. Дервиши высшей степени посвящения жили только в обителях (текке), брили бороду, усы, голову и в правом ухе носили серьгу. Дервиш высшей степени посвящения (дарвиш муджаррад) проходил особый закрытый обряд посвящения в материнской обители или в текке бекташи в г. Кербела (Ирак).

Изначально резиденция главы ордена («деде» или «челеби») располагалась в обители у могилы Бекташа, между Кыршехиром и Кайсери (Анатолия).

Во времена Османской империи орден покровительствовал корпусу янычар. Часто был в оппозиции к центральной власти и поддерживал антиосманские выступления.

После репрессий 1826 и 1924 гг. центр ордена переместился в Албанию – Тирану. В Албании целые сельские районы обращались в бекташизм вследствии неприятия суннизма - религии завоевателей. В начале 20 века после провозглашения Албанией независимости государство признало самостоятельность религиозной общины бекташитов и Тирана превращается в мировой центр этой религии. До той поры орден действовал, как тайная организация.

Орден действовал помимо Турции и Албании в Сирии, Ираке, Египте и Палестине.

В Турции в 20-е годы все религиозные ордена (в том числе и суннитские) были закрыты и подверглись репрессиям.

Бекташи до сих пор действует в Турции, до 80-х годов 20 века подпольно. По ориентировочным оценкам – несколько миллионов человек (район Кайсери – Каппадокия).

Хотя, из-за отсутствия официальных исследований, в это число могли быть включены и али-иллахи (ахл-и-хакк), или другие шиитские течения (нусайриты). Всё это радикальные шиитские секты близкие к исмаилизму, в религиозных доктринах которых много общих элементов.

В Албании орден действовал открыто до 1967, и на тот момент насчитывал 120 тыс. чел. После 67-го года сведения отсутствуют, но есть упоминания о его деятельности в Югославии (Косово).

В Каире (Египет) последняя текке бекташи была закрыта в 1965 г.

После 90-х годов 20 века религиозная жизнь в стране начала возрождаться: открылись церкви и мечети, закрытые в 1967 году. Среди сторонников различных конфессий отмечается взаимная терпимость.

Отдых в Албании
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100